Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — выдающийся художник театра, живописец, график. Автор декоративных панно, пейзажей, портретов, натюрмортов. Работал в декоративно-прикладном искусстве.
Родился в Москве в семье священника. Первые художественные навыки получил в Катковском лицее в Москве у И.А.Нерадовского.
В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и вскоре он перевелся на живописное отделение. С 1883 учился на живописном отделении под руководством И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского, Е.С.Сорокина и П.С.Сорокина, В.Д.Поленова. Посещая рисовальные вечера своего любимого учителя В.Д.Поленова, Головин увлекся изучением «библейских эскизов» А.А.Иванова, под влиянием которых создает ряд религиозных композиций. В 1889 году за картину «Снятие со креста» был удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника. В начале 1890-ых занимался декоративной росписью Московских интерьеров. Впоследствии эта практическая школа сыграла решающую роль в обращении к работе в качестве театрального художника.
В конце 1890-ых годов художник сблизился с деятелями Абрамцевского кружка, где совместно с Е.Д.Поленовой создал эскизы мебели, а также работал в гончарной мастерской С.И.Мамонтова. В атмосфере абрамцевских мастерских испытал сильное влияние монументально-декоративного стиля М.А.Врубеля. Головин стал ярким мастером, формирующим принципы неорусского стиля.В 1898 году Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».

В 1901 художник переезжает в Петербург. Там с 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров.

С 1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.

Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.

После 1925 года Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.

В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру.

В 1928 художник был удостоен звания «Народный артист РСФСР».